COVID-19 ускорил развитие дронов, но сейчас нас ждет стагнация: объясняем почему

Когда дроны впервые появились, исследователи даже не осознавали весь их потенциал. Теперь эти устройства могут выполнять функции почтальонов, операторов и даже спасателей. Но сейчас разработчики уперлись в потолок — если мы не разберемся с регулированием и тестированием устройств, то нас ждет стагнация.

Дроны были давно, но научились работать с ними только сейчас

COVID-19 ускорил развитие дронов, но сейчас нас ждет стагнация: объясняем почемуБеспилотные летательные аппараты (БПЛА) не являются чем-то новым, они используются с 19 века. В Австрии в 1849 году воздушные шары использовались для подавления восстаний с воздуха. Исторически БАС решали военные проблемы. Сегодня дроны проникли в большинство сфер повседневной жизни. Мы используем их в сельском хозяйстве, строительстве, науке, нефтегазовой, горнодобывающей, рекламных кампаниях и других отраслях.

Возрождение популярности дронов во всем мире произошло во время пандемии COVID-19, когда города были закрыты. Власти использовали дроны для патрулирования улиц, а жители Пекина передавали еду с балкона на балкон. Понятно, что дроны — это новая возможность, но она еще не широко доступна.

Технология гражданских дронов оказалась более продвинутой, мощной и дешевой, чем военные дроны. В то же время на венчурном рынке произошел «бум» и переоценка рынка – фонды осознали необходимость технологии. Сейчас каждый инвестор готов вложить средства в производство отечественных дронов.

Рассказываем о текущем состоянии индустрии дронов, о том, что сдерживает рынок, зачем нужен экспериментальный правовой режим и «цифровая песочница», а также о болевых точках, с которыми сталкиваются российские производители дронов.

«Нам надо вот такую суперузкую штуку, которой ни у кого нет. Все остальное можно купить в Китае»

Китай является мировым лидером в поставках дронов, при этом DJI занимает более 90% рынка. Чаще всего российские заказчики обращаются к китайским производителям, когда хотят просканировать территорию или провести расследование и дальнейшую обработку. Компании чаще всего обращаются к отечественным производителям дронов и исследовательским центрам для решения более мелких задач, говорит Дмитрий Девитт, научный сотрудник Лаборатории невидимых технологий Университета Иннополиса.

Например, построить дрон, который имеет газоанализатор, автоматически ищет и обнаруживает утечки и может работать в автономном режиме без участия человека. Этот тип дронов используется в горнодобывающей промышленности – для взрывных работ в карьерах. Отправлять туда людей опасно, но дроны могут выполнять такую ​​работу быстро и эффективно.

Большинство заказов Центра робототехники Университета Инополиса содержат столь же узкие требования. Их решения необходимо разрабатывать с нуля, внедряя в качестве полезной нагрузки камеры оптического диапазона, тепловизоры и другие датчики дистанционного зондирования Земли. Эти дроны обычно производятся в небольших количествах, поэтому их цена выше рыночной.

Вообще говоря, самое дорогое в процессе разработки — это Research and Development — исследовательские работы в области дронов. Процесс разработки и создания процессора или сенсора может длиться до года.

«В университете разрабатываются высокоинтеллектуальные, ресурсоемкие продукты и системы с привлечением инженеров и ученых, которые решают ту или иную задачу. Эти коробочки затем патентуются, хранятся и продаются», — отметил научный сотрудник лаборатории Unreal Technology Университета Инополиса Дмитрий Девитт. «Бизнесу выгодно искать готовые решения вместо того, чтобы тратить время на разработку и получать продукт быстрее, чем тратить собственные ресурсы на его создание».

Автоматизированные зарядные станции и аппараты — технологический тренд

Согласно исследованию Drone Industry Insights, мировой рынок дронов оценивается в 30,6 млрд долларов США в 2022 году и достигнет 55,8 млрд долларов США к 2030 году. В России производством дронов занимаются более 100 государственных и частных компаний. Доля отечественных дронов на мировом рынке дронов составляет около 2-3%.

В настоящее время не существует четкого стандарта классификации дронов. БПЛА различаются способами запуска, приземления, размерами, высотой полета и другими показателями. Чаще всего российские компании-операторы дронов используют дроны для выполнения работ в области геодезии и мониторинга Земли. Этот тип дрона управляется с помощью наземной системы дистанционного управления. Относительно новой концепцией в отрасли являются «дронопорты» — технология автоматизированных станций, оснащенных дронами, которые работают без вмешательства человека.

Это специализированная наземная инфраструктура — «контейнер со сменными батареями», способный работать круглосуточно без вмешательства человека. Аэропорт дронов позволяет исследовать и контролировать огромные территории и промышленные производства, анализируя данные в режиме реального времени.

HIVE, создатели технологии, разработали это решение для мониторинга строительства крупных объектов и повышения безопасности промышленных предприятий. Впоследствии такой же беспилотный аэропорт выпустила компания DJI Innovations, крупнейший в мире производитель вертолетов. Это тот самый пример, когда гипотеза перестает быть гипотезой и в гонку технологий вступают конкуренты.

Сегодня решения HIVE используются в проекте строительства Neom Garden City в Саудовской Аравии, мониторинге уличного движения в Объединенных Арабских Эмиратах и ​​угольных шахтах в Южной Африке. Первая подобная станция запущена на территории Особой экономической зоны «Иннополис».

«Регуляторные препятствия в ОАЭ немного меньше, чем здесь. Правила более гибкие, и их легче внедрять в реальной жизни», — сказал основатель HIVE Николай Ряшин. «Но с точки зрения затрат летать в ОАЭ невыгодно. Для коммерческой компании однодневный перелет стоит $800».

Дроны заставляют экспериментировать

В 2022 году правительство России одобрило введение экспериментальной правовой системы запусков дронов в пяти регионах: Томской области, Камчатском крае, Чукотском автономном округе, Ханты-Мансийской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Дроны будут использоваться для доставки товаров в труднодоступные районы.

Экспериментальный правовой режим представляет собой регуляторную «песочницу», в которой разрабатываются новые нормативные проекты, упрощающие использование конкретных технологий. Если эти проекты окажутся эффективными и надежными, они могут быть включены в общую законодательную систему.

Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий отрасли беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ» заявил: «Пока не будут решены правовые вопросы, мы будем стагнировать и развиваться, и это не благо, Но «Тем не менее» «Доступно» финансовые инструменты, налоговые льготы и субсидирование процентных ставок по кредитам также послужат эффективными стимулами для развития беспилотных производств».

Инновационный центр «Сколково» и Иннополис работают над созданием экспериментального правового режима тестирования дронов. Новейший высокотехнологичный город России Инополис не имеет контролируемого воздушного пространства, он небольшой и удаленный, поэтому полеты считаются безопасными.

Основатель HIVE Николай Ряшин заявил: «Создание экспериментальной правовой системы даст разработчикам возможность быстро протестировать свои решения в правовой среде, связать их с работающими цифровыми платформами, координирующими полеты, и внедрить свои продукты в физическую экономику.

Как внедрить дроны в жизнь

В настоящее время нигде в мире не существует инфраструктуры для использования дронов в городских условиях. Однако для уверенного развития российского рынка беспилотных систем такая инфраструктура крайне необходима. Например, посадочные площадки и точки зарядки дронов.

Важным компонентом городской инфраструктуры дронов является автономность. Посадка, замена аккумулятора, зарядка и запуск дрона должны осуществляться без вмешательства человека. Управление полетом также должно осуществляться в автоматическом режиме.

«Чтобы внедрить критически важные инфраструктурные решения дронов в повседневную жизнь, нам необходимо начать с устранения административных барьеров», — отметил мэр Иннополиса Руслан Шагалеев. «Это облегчит компаниям полеты в города, чтобы они могли тестировать продукты в реальных условиях, включая клиентов, задачи и экономику».

В настоящее время правовая база не поспевает за развитием технологий. Дроны и сервисы есть, но их возможности ограничены. ИТ-города и инновационные центры имеют возможность стать настоящими полигонами для испытаний новых технологий и законов.

Появление прикладных систем автоматизации полета дронов может стимулировать развитие этой сферы — станет больше компаний, занимающихся услугами доставки, фото- и видеосъемкой, наблюдением, созданием новых продуктов мирового уровня.

Статьи по теме: 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Hi-Tech: высокие технологии